ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ ДЛЯ ПРЕССЫ IN ENGLISH
РУССКОЕ БЕДНОЕ. Выставка современного искусства. Проект Сергея Гордеева

РУССКОЕ БЕДНОЕ
ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ГОРДЕЕВА

ПЕРМЬ, УЛ.ОРДЖОНИКИДЗЕ 2
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
25 СЕНТЯБРЯ 2008

АЕС
ЮРИЙ АЛЬБЕРТ
ВЛАДИМИР АНЗЕЛЬМ
ВЛАДИМИР АРХИПОВ
АНДРЕЙ БАСАНЕЦ
ПЕТР БЕЛЫЙ
АЛЕКСАНДР БРОДСКИЙ
СЕРГЕЙ ВОЛКОВ
СЕРГЕЙ ГОРШКОВ
ДМИТРИЙ ГУТОВ
АННА ЖЕЛУДЬ
ЖАННА КАДЫРОВА
АЛЕКСЕЙ КАЛЛИМА
ВЛАДИМИР КОЗИН
ИРИНА КОРИНА
АЛЕКСАНДР КОСОЛАПОВ
ВАЛЕРИЙ КОШЛЯКОВ
АНТОН ЛИТВИН
ИГОРЬ МАКАРЕВИЧ
ПАВЕЛ МАКОВ
МАКСИМ МАМСИКОВ
АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ
НИКОЛАЙ ПОЛИССКИЙ
ЗЛАТА ПОНИРОВСКАЯ
RECYCLE (БЛОХИН, КУЗНЕЦОВ)
АЛЕКСАНДР СИГУТИН
СИНИЕ НОСЫ
ЛЕОНИД СОКОВ
ХАИМ СОКОЛ
ВИТАС СТАСЮНАС
АВДЕЙ ТЕР-ОГАНЬЯН
ИЛЬЯ ТРУШЕВСКИЙ
О&А ФЛОРЕНСКИЕ
ЮРИЙ ХОРОВСКИЙ
ЮРИЙ ШАБЕЛЬНИКОВ
СЕРГЕЙ ШЕХОВЦОВ
КУРАТОР - МАРАТ ГЕЛЬМАН
Новости
Панорамная экскурсия по выставке "Русское бедное"



Раздел "Бедное искусство" обновлен.
Теперь вы можете узнать о рождении направления Arte povera в Италии; познакомиться с биографиями и творчеством художников-основоположников "бедного искусства" Италии; а также прочитать статьи о самых ярких выставках Arte povera, проходивших за последние годы в знаменитых на весь мир музеях.


Запущен сайт Пермского музея современного искусства, где сейчас проходит выставка Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой ЕВАНГЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ.
www.permm.ru


О выставке Русское Бедное пишут

Читайте интервью Сергея Гордеева, интервью Марата Гельмана и многочисленные рецензии на выставку в разделе Публикации. Скачивайте и смотрите специальный выпуск мультимедиа-журнала "Эспланада", посвященный выставке "Русское бедное".
Фотографии выставки






















Все фотографии выставки



Пресс-релиз выставки РУССКОЕ БЕДНОЕ 25 сентября 2008 года в здании Речного вокзала в Перми начала работу выставка «Русское бедное». Это крупнейший показ современного российского искусства в регионе за последние десятилетия. В столицу Прикамья отправились работы 36 российских художников, известных всему миру. Среди них: Николай Полисский, Ольга и Александр Флоренские, Валерий Кошляков, Дмитрий Гутов, Анатолий Осмоловский, Александр Бродский, Петр Белый, Владимир Архипов и другие.

С инициативой проведения выставки выступил Сергей Гордеев, член Совета Федерации от Пермского края, известный своими проектами в сфере культуры и архитектуры. Идея была поддержана губернатором Олегом Чиркуновым. В качестве куратора был приглашен московский галерист Марат Гельман.

Основой выставки стали произведения художников, применяющих самые простые, «бедные» материалы. Такой подход обнаруживает и наглядно демонстрирует все качества современного российского искусства - искусства подлинного, глубинного, уводящего от наносной красоты к настоящему чуду. В этих поисках есть форма, диалог с историей искусства и социальная ответственность, а также стремление найти прекрасное в простейшем.

Среди объектов выставки уникальные работы из картона, старых досок, резины, железа, угля, кафельной плитки, полиэтилена и даже мыла. Виртуозность обращения с такими нестандартными материалами высоко оценена мировым культурным сообществом.


Многие из художников приехали в Пермь, где в течение выставки будут читать лекции и давать мастер-классы для всех желающих.

Место проведения выставки - не функционировавший в последние годы пермский Речной вокзал, памятник архитектуры, отреставрированный к этому событию Фондом «Русский авангард», учрежденным Сергеем Гордеевым. Теперь здание, являющееся одним из символов города, отвечает всем стандартам выставочного пространства. Сергей Гордеев планирует открытие в помещениях Речного вокзала государственного музея современного искусства, где помимо выставочной деятельности, планируется создание культурного центра и творческих мастерских.

После Перми выставка «Русское бедное» будет показана в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также в Москве, Милане и Нью-Йорке.


Выставка работает до 30 ноября 2008 г.
Режим работы: каждый день, без выходных, с 12.00 до 21.00.
Стоимость билета - 50 рублей,
льготным категориям граждан - 20 рублей,
студентам - бесплатно.

Все доходы от продажи билетов направляются на реставрацию деревянной скульптуры из коллекции Пермской государственной художественной галереи.


О проекте РУССКОЕ БЕДНОЕ

Сергей Гордеев,
автор проекта


«НАШ НОВЫЙ МОТОР»
Алексей Каллима. Стыковка
Тех, кто впервые встречается с Пермью, этот загадочный город-страна поражает своей историей. Город-завод, центр «горнозаводской цивилизации» за все время своего существования, физического и мифического, породил немало прорывов, чудес и достижений.
От Пермского периода, звериного стиля, сасанидского серебра, деревянной скульптуры, строгановской школы иконописи к строительству первых пароходов на Всеволжских заводах, изобретению электросварки Славяновым на мотовилихе, к пушкам и легендарным моторам Д30Ф6 для МИГа 31 и непревзойденного РД 275 для ракеты-носителя Протон, до сих пор не имеющего себе равных в мире.
Заводы, служившие двигателями Пермской цивилизации, не исчезли, они развиваются и обретают новые качества, но они уже «устали» тащить на себе город, им нужна помощь.
Мир вокруг нас стремительно меняется, меняются города. Некоторые из них обретают известность и становятся магнитами притяжения талантливых и амбициозных людей, другие приходят в запустение, и численность их жителей стремительно сокращается.
Городу с такой легендарной историей нужны новые места притяжения, новые магниты, новые моторы. Нам нужен новый мотор!

Читать дальше


Марат Гельман,
куратор выставки


РУССКОЕ БЕДНОЕ
Анатолий Осмоловский. Из серии Хлеба
Обычно выставке предшествует концептуальный текст, на который художники каким-то образом реагируют, - тема обрастает смыслами, работами, художественным языком, в результате складывается экспозиция. Для выставки «Русское Бедное» ни одна из работ не была сделана под концепцию. Наш проект собрал то, что уже проявилось, а те немногие работы, сделанные специально к выставке, находятся в русле творчества художников. По этой причине «Русское Бедное» является общим взглядом на русское искусство, а не тематической выставкой, - уже проявившееся обретает в этом проекте имя.
Конечно, называя выставку «Русское Бедное», я отдаю себе отчет в созвучии с итальянским Arte Povera, но при многих схожих формальных моментах для меня очевидно различие - так же, как очевидно различие между голоданием от бедности и отказом от еды ради здоровья и фигуры.
Художники, участвующие в проекте «Русское Бедное», никогда не мыслили себя единой группой с общей эстетикой, - в отличие от Arte Povera, движения с единым эстетическим манифестом. Поэтому выставка «Русское Бедное» уникальна тем, что предъявляет искусству - искусство, и дает повод художникам задуматься над тем общим, что у них есть. Предъявляет не в качестве укоризны, а как то, что проявляется помимо нашей воли, и с чем мы можем войти в историю мирового искусства.

Читать дальше


Борис Гройс,
философ


ДИССИДЕНТЫ ДИЗАЙНА
О&А Флоренские. Скелет броненосца
Художники, собранные на этой выставке, весьма разнообразны, и их художественные программы большей частью не совпадают. И все же есть нечто, что их объединяет - а именно, общая установка на самодельное, ремесленное изготовление художественных объектов. Нас окружают большей частью вещи, изготовленные индустриально и притом массовым тиражом. И речь идет отнюдь не только о вещах повседневного обихода. То, что сегодня принято называть гламуром, есть также массовый продукт - для хорошо обеспеченных или даже просто богатых масс. Все эти Прада, Гуччи и Армани имеют свои бутики повсюду в мире - и продают в них один и тот же товар. Стандартизованная эстетика современной массовой культуры часто имитируется современными художниками - даже тогда, когда сами они работают вручную. Эта склонность современного искусства мимикрировать по отношению к окружающей среде, сформированной современным массовым дизайном, часто нейтрализует индивидуальность, оригинальность отдельных художественных позиций: то, что выглядит одинаково, как правило, воспринимается нами как одинаковое по содержанию.
Выставка «Бедное искусство» собрала диссидентов дизайна, диссидентов гламура. Каждый из них подчеркивает рукодельность, домашность своей художественной продукции.

Читать дальше


Художники выставки РУССКОЕ БЕДНОЕ

Владимир Архипов

Художник Архипов собирает самодельные бытовые вещи и ощущает народную материальную культуру как воодушевляющий живой процесс. Собирание самоделок он превратил в междисциплинарную исследовательскую активность, сделал свою коллекцию-архив ресурсом в Интернете. Он показывает нам вещь с биографией, добавляет к ней съемку, голос и живую нужду человека в своем предмете. Невиданную область маргинальной социальной практики он осваивает, как дикий лес, корчует его для новой пашни искусства, раздвигает горизонт художественности.

О художнике

Александр Бродский

Александр Бродский создает впечатляющие метафоры современной реальности, от которых веет вечностью и нездешней тоской. Его "Живой уголок" - модель неповторимой жизни человеческих животных в урбанистических клетках - представляла Россию на архитектурной биеннале в Венеции. Его "Кому" (где нефть медленно заливает город) классик соц-арта Борис Орлов назвал лучшим произведением 90-х. Тогда оно казалась вестником катастрофы, сегодня вспоминается сбывающимся пророчеством. Пластический язык Бродского утверждает высокое, вырастая из праха.

О художнике

Дмитрий Гутов

Международного масштаба художник Дмитрий Гутов из совершенно разнородных источников - концептуальной традиции, поиска живописного языка, интеллектуальных штудий, графического дизайна, восточной каллиграфии - создает неповторимый эстетический сплав, органичную авторскую амальгаму. Его объекты вызывают ощущение живого процесса рождения искусства. Гутов фундаментально переосмыслил предмет исследования московских концептуалистов - советскую культуру. Из ее руин он извлек наследие философа искусства Мих. Лифшица и связал его с будущим.

О художнике

Валерий Кошляков

Валерий Кошляков мыслит не категориями времени, а категориями культурных пространств, где пустота важнее присутствия, поскольку хранит в себе дух времени, zeitgeist, который художник и доносит до зрителя. На огромных кусках гофрокартона Валерий Кошляков создает монументальные образы былого величия, поражающие композиционной строгостью и благородством медленного угасания. Как всякий монументалист, он тоталитарен. Предметом его живописи становятся помпейские фрески, конструктивистская Москва, греческая, римская и сталинская архитектура...

О художнике

Анатолий Осмоловский

С именем "художника года" Анатолия Осмоловского связаны все самые заметные вехи в отечественном искусстве последних двух десятилетий. Его работы хранятся в главных пинакотеках мира, выставки проходят по всему миру. Осмоловский - фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его радикализм эволюционировал от социального и политического жеста в 90-х к чистоте авангардной формы, к автономии искусства.Сегодня его объекты утверждают формальную экспрессию в качестве актуального высказывания.

О художнике

Николай Полисский

Больше десяти лет назад московский митек Николай Полисский устроил в ЦДХ свою последнюю выставку, после которой поменял инструменты страстного живописца на то, что французские теоретики называют "эстетикой взаимодействия". Он построил дом в деревне Никола-Ленивец в двухстах км от Москвы и теперь, вместе с деревенскими жителями, лепит снеговиков, строит дворцы из дров, пирамиды из сена и башни из лозы. Благодаря "эстетике взаимодействия" обитатели заброшенной деревни оказались при деле, начали зарабатывать.

О художнике

Сергей Шеховцов

Сергей Шеховцов после художественной Академии им. Сурикова и Института проблем современного искусства переделался из живописца в радикального скульптора, избравшего поролон - материал постпродукции и упаковки, мусор, шлак, готовый к порождению любых форм. Он переформулировал скульптуру, лишил ее родового пафоса. Он показывает мир как синтетическую иллюзию и тотальную готовность к мутации.

О художнике


Ольга и Александр Флоренские

Художники Александр и Ольга Флоренские - хедлайнеры множества выставок, краеугольные камни группы "Митьки" - живут в Петербурге, работают на даче. Их произведения хранят десятки мировых музеев. Больше двадцати лет они делают невозможные предметы и другое столь же прекрасное. Их объекты - это невероятно органичное срастание разного рода found objects - иногда долго живших в доме, иногда найденных на помойке, иногда купленных в дорогом антикварном магазине.

О художниках


Петр Белый

Один из самых глубоких и тонких петербургских художников Петр Белый сосредоточенно исследует археологию культурного сознания. Он развивает многолетний проект "мемориального моделирования", в котором утверждает культуру как актуальное событие вне современности, а современность - как будущий культурный слой, где важен мусор. Художник встраивает в нашу повседневность очень ответственное измерение - нечто вроде обреченности на историю.

О художнике


Публикации Специальный выпуск мультимедиа-журнала "Эспланада"

Специальный выпуск мультимедиа-журнала, полностью посвященный выставке "Русское бедное". Журнал содержит большое количество текстовой информации, фотографий, панорамных изображений, а также несколько видеосюжетов о выставке.

Скачать / Размер 109 Мб, формат exe

Гордеев узел: бедное искусство для богатого региона?

Выставка "Русское бедное" в Пермском речном вокзале настолько по-столичному хороша, что хочется узнать - что за всем этим кроется.

OpenSpace.ru / 8 октября 2008

Бедное, но наше

Идеально вписавшись в пространство довоенного памятника, экспозиция вышла за его пределы "Границами империи" — грандиозными столбами с навершиями-птичками Николая Полисского, художественным верстовым столбом Юрия Альберта. Указанный на нем немалый километраж до ближайших выставочных залов не кажется шуткой: первая выставка на Речном вокзале остроумным замыслом, отличными работами и приличным бюджетом вписывается не в отечественную — мировую художественную выставочную топографию. Сохраняя связи с исконным, посконным, до боли знакомым, выставка организована с размахом и аккуратностью, свойственными в лучшие времена образцовым немецким кунстхалле.

Фаина Балаховская, Ведомости / 30 сентября 2008

Перми подали бедность

Чтобы попасть на "Русское бедное", нужно прошлепать по русскому грязному и в очередной раз вздохнуть о русском безнадежном. Масштабная выставка, подготовленная куратором Маратом Гельманом, развернута в пространствах пермского Речного вокзала — можно сказать, бывшего вокзала, поскольку построенное в 1940 году архитектором Гринбергом здание уже много лет не использовалось по назначению. Теперь здесь — современное искусство, причем первого ряда: инсталляции и работы Александра Бродского, Валерия Кошлякова, Юрия Альберта, Игоря Макаревича, Анатолия Осмоловского — 36 позиций в огромном каталоге.

Коммерсант / 25 сентября 2008


"Русское бедное" шокирует и изумляет

Современное искусство как минимум изумляет. Остальные эмоции зашкаливают у посетителей громкой выставки под названием "Русское бедное". В Перми ее открыли известнейшие российские художники.
Посмотреть видео с вернисажа:
http://perm.rfn.ru/rnews.html?id=33799&cid=7

Пермская ГТРК / 25 сентября 2008

Мыло, сало, кровь и плоть

Мыло растворяется в старом корыте, известные композиторы на куске сала... Вы видите здесь смысл? А он есть! В Перми начала работать концептуальная выставка «Русское бедное», благодаря которой горожане и гости смогут убедиться, что произведения искусства можно создавать из сала, ржавого корыта, мусорных баков, пыли и старых батарей. Таким образом, в столице края сделал первый вдох в жизни Пермский музей современного искусства. Это будет не просто хранилище, а музей-генератор, мотор, который превратит огромный пласт пермского подсознания, потаенных амбиций в реальное воплощение.

59.ru / 25 сентября 2008

Очень русское

Текст: Владимир Абашев, филолог
В обращении наших художников к «бедному» материалу есть важный мотив. Не эстетический, а скорее метафизический. Кураторы выставки очень точно попали в важную ноту русской культуры, в нервный центр ее проблематики. Имею в виду особенное, от религиозных корней сознания идущее чувство жалости и сострадания ко всему бедному и ветхому, к миру случайных, брошенных человеческих вещей. <…> В этом порыве сочувствия и скрыт смысл «Русского бедного». И никакого эпатажа. Выставка русского бедного обещает быть богатой на открытия.

Business Class / 22 сентября 2008

Сергей Гордеев покажет в Перми "Русское бедное"

Сенатор решил продемонстрировать пермякам очарование "бедного искусства". Основой выставки стали произведения художников, применяющих самые простые, "бедные" материалы. Такой подход обнаруживает и наглядно демонстрирует все качества современного российского искусства - искусства подлинного, глубинного, уводящего от наносной красоты к настоящему чуду.

Экспертный канал "УралПолит.Ru" / 8 сентября 2008

Все публикации


Пермь Пермь - последний крупный город в Европе, который проезжают путешественники, следующие по Транссибирской магистрали с запада на восток, от Москвы в сторону Владивостока.


Пермь является культурным, экономическим и административным центром Пермского края. Город расположен в предгорье Уральского хребта (западный склон) на берегу Воткинского и Камского водохранилищ (Камского моря).


Население Перми - немного менее одного миллиона человек, (в советские годы Пермь была "городом-миллионером"). Плотность населения - очень низкая, Пермь занимает площадь в 799,68 квадратных километров, находится в географической зоне, называемой "Вятко-Камская тайга", протяженность города вдоль реки Камы - 65 км. Кама - четвертая по длине река Европы (1805 км). Город является важным речным портом. Пассажирские теплоходы, грузовые суда и баржи приходят в Пермь с пяти морей. Набережная Камы возле Речного вокзала - одно из наиболее живописных мест.


Своему рождению Пермь обязана медным рудам, найденным близ селения Муллы.




В 1723 году в месте слияния рек Камы и Егошихи управляющий заводами Урала Василий Никитич Татищев самолично снял план местности и составил проект строительства медеплавильного завода и горного поселения на Егошихе, послуживших впоследствии началом городу Перми.


В ноябре 1780 года Екатерина II подписала указ: "Уважая выгодность Ягошихинского завода и способность места сего для учреждения в нем губернского города, мы повелели нашему действительному советнику и генерал-прокурору князю Вяземскому согласиться со владельцами того завода об уступке оного в казну... и через сие предписываем вам город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовав оный город Пермь...".

Пермь


Пермь

Словами "город вроде Перми" Антон Чехов описал место действия пьесы "Три сестры". Прототипом Юрятина из романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака так же является Пермь. Живаго и "Три сестры" - главные литературные топонимы Перми.


Среди выдающихся пермских фигур особо выделяют мецената Сергея Дягилева, чьи знаменитые "Русские сезоны" прославили российскую балетную школу на весь мир.

Подробнее о Перми


Речной вокзал Речной вокзал

Речной вокзал в Перми, построенный в 1940 году архитектором А. З. Гринбергом, был одним из ключевых узлов пассажирского судоходства в СССР.


Речной вокзал расположен на нижней террасе берега Камы вблизи железнодорожной станции Пермь I. Здание главным фасадом обращено к реке. Монументальные формы его четко выделяются на фоне городского пейзажа - вокзал удачно вписывается в панораму берега и зрительно «стягивает» к себе все прибрежные постройки. Местонахождение здания речного вокзала придает ему значение центра приречного ансамбля города и одной из главных архитектурных доминант Перми.


Это последний проект Гринберга, известного своими конструктивистскими зданиями в Новосибирске, Москве, Ростове-на-Дону и Дагестане. Речной вокзал - единственный проект автора в стиле сталинского ампира - был реализован уже после смерти архитектора.


Используя опыт советских, русских зодчих, автор создал архитектурное произведение, отличающееся четкостью замысла. Объем здания был разбит на три части: в центральную входили вестибюль и ресторан, левая была занята залом ожидания и гостиницей, а в правом крыле были размещены службы Камского речного пароходства.


Речной вокзал считался одним из лучших общественных зданий города.


В 1990-е годы уровень судовых пассажирских перевозок упал, и Речной вокзал утратил свою основную функцию. Некоторое время здание использовалось под торговлю. В последние годы Речной вокзал был закрыт и постепенно приходил в аварийное состояние.


В связи с проведением выставки «Русское бедное» на привлеченные членом Совета Федерации от Пермского края С. Э. Гордеевым средства здание было отремонтировано с сохранением элементов прежнего интерьера.


Использование старых вокзальных зданий широко распространено в Европе. Бывшими вокзалами являются знаменитый Музей д'Орсэ в Париже и Музей современного искусства «Гамбургер Банхоф» в Берлине.


Сергей Гордеев и краевая администрация планируют создание в помещениях бывшего Речного вокзала постоянно действующего музея современного искусства с обширной выставочной и культурно-просветительской программой.

Подробнее о Речном вокзале


Речной вокзал



ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ
Хроники Нарнии и то, что осталось за кадром