|
Валерий Кошляков
Валерий Кошляков мыслит не категориями времени, а категориями культурных пространств, где пустота важнее присутствия, поскольку хранит в себе дух времени, zeitgeist, который художник и доносит до зрителя. На огромных кусках гофрокартона Валерий Кошляков создает монументальные образы былого величия, поражающие композиционной строгостью и благородством медленного угасания. Как всякий монументалист, он тоталитарен.
Предметом его живописи становятся помпейские фрески, конструктивистская Москва, греческая, римская и сталинская архитектура, готические соборы, памятники Возрождения и Новейшего времени. Его живопись по гофрокартону притворяется случайно найденным в мусорном баке шедевром из минувших эпох. Мусор под его кистью превращается в объект рефлексии и становится бесценным.
Александр Евангели
|
|
1962 родился в г. Сальске Ростовской области.
В 1985 окончил художественное училище им. М. Б. Грекова, Ростов-на-Дону.
С 1987 член товарищества "Искусство или смерть". Живет и работает в Москве и в Париже.
|
|
Валерий Кошляков.
Храм
2002.
Картон, скотч на стене, 450х600 см.
Национальная галерея современного искусства в Любляне.
|
|
|
|
Александр Евангели: Ваши работы составляют, возможно, самую бесспорную часть бедного искусства, самую сердцевину его идентичности. Интересны внутренние совпадения того, что Вы делаете, с тем - из чего, - я имею в виду не только вещественность исходных продуктов, но и идеи, энергию мотивов, осознанные влияние и т. п.
Валерий Кошляков: Раньше бедное не было качеством, это было органичное искусство в андеграундной среде. Каждый делал что-то на коленке, сидя на кухне. Конфликт бедного искусства и буржуазного возник недавно. Мне легче работать с бедными материалами. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что надо делать быстро, коротко. Приглашают, дают залы, пять дней на монтаж. За четыре-пять дней надо покрывать большие пространства и высказываться по максимуму. Я делаю, потом все выбрасываю - негде хранить. Это и есть требования времени.
А.Е.: То есть бедное искусство для Вас, прежде всего, вопрос не эстетики, а ситуации, в которой приходится создавать произведения?
В.К.: Скорее всего, так. Я же знаю, что никто у меня это не купит, и придется опять все выбрасывать. А потом постепенно нарабатываются какие-то вещи, от которых уже трудно отказаться.
А.Е.: Как-то во время ремонта галереи рабочие выкинули часть Вашей работы, приняв ее за мусор, и Вам пришлось ее вытаскивать из контейнера. Встает вопрос: кто Ваш зритель?
В.К.: Мы родились в такое время, когда искусство было высокой материей, а зритель не был важен. Сейчас идет страшная ломка - мы зрителя потеряли, остался только покупатель. Ну да, есть материя искусства, а фактически - кто ходит-то? Приходят испорченные люди, не видят. Называют художников, не имеющих отношения к пластике - хорошими рисовальщиками. Все смешалось, критериев нет. Нужно настоять на бедном как на национальном качестве. Именно сегодня бедное искусство становится чем-то очистительным, живым.
А.Е.: В частности, из-за рукотворности сделанного?
В.К.: Это и есть мастерство, которое никто не отменял - чувство цвета, пластической композиции. Я сталкивался на западе с художниками, которые работают в бюро - все хорошее, но трудно понять, что человек может. Мне кажется, одна из сторон бедного искусства - выявление твоего я и твоих способностей. Нужно расшифровать название "бедное искусство". Понять, что за ним накипело.
|
|
А.Е.: Тут есть два момента. Первый момент - в этическом измерении слова "бедность". Вы заявляете этическое в том, что делаете?
В.К.: Безусловно. Я дистанцируюсь от современного искусства, потому что я не занимаюсь им. Я занимаюсь чистой страшной категорией, которая недоступна человеку - трагедией умирания, угасания. Вчера было, а сегодня нет. Человек несет эту драму всю жизнь, и этому посвящено всё, неважно - греческие руины или твоя советская личная жизнь, которая превращается в труху, твоя память, здоровье, всё. Вечная человеческая тема. А картинки -метафора этой мысли. Как плакальщики.
А.Е.: Следующий момент связан с нашим прошлым: на отношение с вещественностью повлияло взросление в СССР?
В.К.: Наши чувства до сих пор остаются невыясненными - и в культуре, и у каждого человека. Непонятно, как это: было - и нету. Безусловно, формировались все в СССР, в подходящее время для идеализма, для каких-то прекрасных мыслей. Казалось, что все плохо, а получалось, что время воспитывает внутри нежную ткань того, чего сегодня нет, и что не может родиться. Я уже не могу дать это своим детям - везде жесткость. Через искусство? Там есть эта мягкая область - в самом производстве, не в том, как произведение будет жить потом. В искусстве еще есть остаток, а у нас было и в жизни.
А.Е.: Вернемся к названию. Что за ним накипело?
В.К.: Название "бедное искусство" не отражает нас до конца. Я хочу к своему дому - бедный дом царского времени, не доходный, а для бедных, как барак, только каменный; троллейбусный парк вокруг, дом старенький такой, миленький, и я хочу к своему окну приделать балкон - тоже из говенных материалов, пенопласт возьму строительный, самый простой. Как объяснить, что мы хотим украсить жизнь, что мы на самом деле герои нашего времени, как это назвать? Как объяснить никому не нужные подвиги, просто ни для чего, которые мы все равно совершаем? Подлинное проявление искусства в том, что оно вообще никому не нужно.
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2006 Саркофаг. ПRОЕКТ_FАБRИКА, Москва
Выставка-посвящение уходу эпохи просвещения. Галерея Orel Art, Париж
2005 Иконусы. Одежда пространства. ГРМ, Санкт-Петербург
Облако. Государственная Третьяковская галерея, Москва Реликвии. Сделано в СССР. Галерея М. Гельмана, Москва
2004 Иконосы. Одежда пространства. Davis Museum at Wellesley College, Бостон
Облако. Музей современного искусства (MACRO), Рим
Империя культуры. Собор Святого Луи (Chapelle de l'Hopital Saint Louis de la Salpetriere). Совместно с галереей Orel Art Presenta, Париж
Валерий Кошляков. Villa Haiss Museum, Zell am Hammersbach
Пейзаж. Пространство для жизни. Мэрия, Париж
2003 Наследие. Галерея Orel Art Presenta, Париж
Элитное занятие (совместно с С. Шеховцовым), Галерея Риджина, Москва
2002 Валерий Кошляков. Галерея В. Бишофа, Берлин
Валерий Кошляков. Галерея Elten&Elten, Цюрих
2001 Иконосы: Выбор масштаба. Музей архитектуры им. А. Щусева, Москва
Валерий Кошляков. Галерея В. Бишофа, Берлин
2000 С Юга. К Северу. На Восток. Ивановский художественный музей, Иваново
Изба. Галерея М. Гельмана, Москва
Кабинет. Тверская картинная галерея, Тверь
1999 Sketch Book/Альбом для рисования. Галерея М. Польски, Чикаго
1998 Heroic Cities/Города-герои. Галерея М. Польски, Чикаго
Храм искусства. Галерея М. Гельмана, Москва
Эрмитаж для Домуправления № 5. Москва
1997 Место Жительства. Galerie Centre de Russie, Женева
Traveller's Diary/Дневник путешественника. Галерея В. Бишофа, Штутгарт
1996 Москва - Полигимния. Галерея М. Гельмана, Москва
Полигимния. (Акция, роспись руин на строительной площадке), Штутгарт
Валерий Кошляков. Galerie Schulz, Берлин
1995 Fuocoso (совместно с Ю. Шабельниковым). Галерея М. Гельмана, Москва
Латинский источник /Fonte Latino. Галерея В. Бишофа, Штутгарт
1994 Темные аллеи (Совместно с В. Дубосарским). Галерея Якут, Москва
Перспективная архитектура. Архитектурная галерея, Москва
1993 Класс портрета. Галерея М. Гельмана, Москва
О Родине. Галерея в Трехпрудном переулке, Москва
Большой заказ. Галерея La Base, Париж
Архитектурная утопия (совместно с В. Дубосарским). ГРМ, Санкт-Петербург
1992 Парфенон. Галерея в Трехпрудном переулке, Москва
Живопись и скульптура. (Совместно с В. Дубоссарским), Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
1991 Ночь в Венеции. Галерея М. Гельмана, Москва
Под небом Италии. Дворец Сакала, Таллинн
|
|
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Русское Бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной Вокзал, Пермь
Арт-Москва 2008. Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
2006 Russia! Музей С. Гуггенхайма, Бильбао
Искусство ХХ века. К 150-летию ГТГ. ГТГ. Москва
2005 Russia! Музей С. Гуггенхайма, Нью-Йорк
Россия 2. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 1 Московской биеннале современного искусства. ЦДХ, Москва; WHITE BOX, Нью-Йорк
Фокус Истанбул. Martin-Gropius Bau, Берлин
Пейзаж: Строительство и разрушение. Форум современного искусства, Люксенбург
2004 Москва-Берлин. Берлин-Москва. Martin-Gropius Bau, Берлин, Государственный исторический музей, Москва
Выдвижение на Государственную премию в области изобразительного искусства. ГТГ, Москва
На курорт! Русское искусство сегодня. Kunsthalle. Баден-Баден
Не картины. Музей современного искусства. Любляна
2003 Возвращение художника. Венецианская биеннале. Российский павильон
2002 Давай! Davaj! Russian Art Now. Postfuhramt, Берлин
Давай! Davaj! Russian Art Now. Museum of Applied Arts, Вена
Современная русская живопись. Малый Манеж, Москва
Иконография метрополиса. Sao Paolo Biennale, Сан-Паул о
Cetinje Biennial. Цетине
IX. Rohkunstbau. Дворец Гросс Леутен, Бранденбург
Не живопись. Музей современного искусства ESSL, Вена
2001 Москва. Рай 2001. Галерея Кринцингер, Зальцбург, Вена
Московское современное искусство. Shloss Grafenegg, Вена
2000 Южнорусская волна. ГРМ, Санкт-Петербург
Freezing pole. Russian Art of the 90ies Полюс холода. Русское современное искусство. Ecole des Beaux-arts, Париж
Bons baisers de Russie. Фестиваль Garonne 2000. Тулуза
1996 Зона. Галерея Якут, ГТГ, Москва
1995 Мультипликация. Выставочный зал на Каширском шоссе, Москва
Нонконформисты в России. 1957 - 1995. Людвигсхафен, Кассель, Альтенбург
Искусство умирать. Галерея "Якут", Манеж, Москва
1994 Проект Освоение пейзажа. Exchange. Амстердам
New Russian Art. Ch. Keesee Collection City Art Center, Оклахома
1993 Артисты приехали. Exchange. Москва
A Mosca... a Mosca... Galleria Communale d'Arte Moderna, Болонья
1992 Московский романтизм. Центральный Дом Художника, Москва
A Mosca... a Mosca... Вилла Камполетто, Эркулано - Рим - Милан
1991 Эстетические опыты. Кусково, Москва
1990 Великие чародеи живописи. Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
За культурный отдых. Выставочный зал на Каширском шоссе, Москва
1989 Италия имеет форму сапога. Выставочный зал на Набережной, Ростов-на-Дону
Выставка товарищества Искусство или смерть в кооперативном туалете. Ростов-на-Дону
1988 Жупел. Выставочный зал Союза художников, Ростов-на-Дону
|
|
|
|