|
Владимир Архипов
Художник Архипов собирает самодельные бытовые вещи и ощущает народную материальную культуру как воодушевляющий живой процесс. Собирание самоделок он превратил в междисциплинарную исследовательскую активность, сделал свою коллекцию-архив ресурсом в Интернете. Он показывает нам вещь с биографией, добавляет к ней съемку, голос и живую нужду человека в своем предмете.
Невиданную область маргинальной социальной практики он осваивает, как дикий лес, корчует его для новой пашни искусства, раздвигает горизонт художественности. Владимир Архипов переносит самодельную вещь из осыпающейся окраины современности под софиты эстетической актуальности. Его проект пронзительно человечен и национален.
Неповторимую, как жизнь, лопату из медицинского костыля или дорожного знака он превращает в искусство. В этом лихом трансфере искусство обнаруживает себя в сиянии сострадания, честности и банальной пользы. Забытые ощущения.
Архипов чувствует предмет как потребность и творчество - оба эти несовместимые измерения обнимаются в рукодельности. Его найденные вещи возвращают нас к искусству, а искусство - к первозданности, когда вещи не потреблялись, а создавались и жили вместе с людьми. Я делаю музей, говорил Архипов, а зачем художнику музей без его работ? Он сделал Ноев ковчег для последних вещей мира, затопленного океаном холодных унифицированных товаров.
Александр Евангели
|
|
Родился в г. Рязани в 1961 году.
Имеет высшее техническое, художественное самообразование.
Работал инженером, занимался строительным бизнесом.
Начал выставляться с 1990 года. Работал в жанре объекта и инсталляции. С 1994 года работает с невероятным народным феноменом - самостоятельным изготовлением необходимой бытовой вещи, создает базу данных, собирает коллекцию самодельных, утилитарных предметов, автор сайта www.folkforms.ru
|
|
Владимир Архипов. Мостушка из кровати неизвестного автора
2002.
Фотография, 150х100 см.
|
|
Владимир Архипов. Лопата из дорожного знака Владимира Антипова
Москва. 1998.
Объект, высота 135 см.
|
|
Владимир Архипов. Стульчак из табуретки Алексея Тихонова
Столпцы, Рязанская обл.1989.
Объект, высота 50 см.
|
|
Владимир Архипов. Летний душ Александра
Южное Бутово, Москва. 2001.
Объект, высота 290 см.
|
|
Я почти случайно наткнулся на свой проект 14 лет назад. У меня хватило ума не бросить его после первой выставки. С тех пор он открывается с новых и новых сторон.
Он для меня как что-то живое, что существует помимо меня, но я к этому причастен. Современное искусство исцелить никого не может, поэтому художник нуждается в подпитке.
А мои авторы в какой-то момент жизни сделали самодельную вещь, это след их творчества, предельно честный. Они ее никому не впаривают. Пласт предметов, сделанных не для продажи, в современном мире очень узок.
Художник пишет картину или фотографирует - и уже думает, кому и за сколько продаст. Проблема искреннего высказывания существует для каждого художника. А я нашел ее решение, потому что я сохраняю авторство людей, которые делают эти искренние вещи. Они делают, не интересуясь эстетикой, качеством, их вещи существуют в бытовой среде и не осознаются как произведения искусства. Я обнаруживаю их, приношу в галерею, превращаю некий творческий акт - в акт искусства. Чужое творчество, мое искусство.
Цель этих вещей - утилитарная, бытовая. Функциональность лежит в поле дизайна, а самодельные вещи принципиально антидизайнерские. Они сделаны не для украшения, что тоже свойственно искусству. Для автора рукодельная вещь, с одной стороны, - решение бытовой проблемы, а с другой, - творчество, но он этого не понимает.
Достаточно лишить предмет функциональности, и он станет арт-объектом. Но я утверждаю обратное - если не лишать его функциональности, то он не перестает быть искусством, а наоборот, становится им. Надо сдвинуть взгляд на вещи, а не делать их бесполезными.
|
|
Меня сейчас интересуют вещи, которые неотрефлексированы их авторами, эстетически в частности. Когда человек задумывается об эстетике, его непосредственность замутняется представлениями о том, как это должно быть, и чистота пропадает.
Оказалось, что эти штуки люди делают не только в России, Индии или Китае, но по всему миру, Это вывело меня на тему творческой нереализованности человека в современном мире. Любое общество устроено так, что мало кто может полностью раскрыть творческий потенциал в своей профессии. Человек работает на заводе или на стройке, потом почему-то пишет стихи, музыку, лепит что-то или танцует. Тот, кто делает самодельные вещи, обладает специфичной тактильностью - он через руки мир ощущает.
Самодельные вещи - уникальная часть материальной культуры, официально не существующая, поскольку их производство не было санкционировано.
Эти самоделки сохранили ауру своего создания, они поражают нас своей невозможной честностью в эпоху поп-культуры. Никто не слышал о вещевом фольклоре, а он - в этих предметах. Я собрал их сотни в разных странах. Со многими авторами записал интервью, выясняя все обстоятельства появления вещи на свет.
Самодельные вещи существуют в широком диапазоне - от загадочных до совершенно понятных. Их разнообразие вызывает у меня восторг. Я не хотел бы это поле сужать. Их предъявление публике выводит их из бытового плена в поле искусства. Теперь эти вещи существуют как электронный архив.
Если я их не нахожу, они быстро умирают.
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Folkforms.ru. Фонд-Эра, Москва, Россия
Дизайн народа. Галерея Нины Лумер, Милан, Италия
Мастер класс и воркшоп. Свободный университет дизайна и искусства Бользано, Италия
2006 Функционирующие формы Ирландии. Баррен колледж искусства, Белливоган, Ко Клер, Ирландия
2005 Что вы наделали, коломенцы!? (Специальный проект 1-ой Московской биеннале). Глерея Лига, Коломна, Россия
Функционирующие формы. AФO, Линц, Австрия
2004 Народная скульптура. Кунстверейн, Розенхейм, Германия
Я делаю музей. Государственный музей архитектуры им. Щусева, Москва, Россия
Вынужденный дизайн/Норильск. НХМ, Норильск, Россия
2003 ВЫНУЖДЕННО/NOTWEHR Русские бытовые вещи из коллекции В.Архипова. FACTORYkunsthallekrems, Кремс, Австрия
Пост-фольк-архив Уэльса. Oriel Mostyn Gallery, Llandudno, Уэльс, Великобритания
2002 Пост-фольк-архив. Ikon-gallery, Бирменгем, Великобритания
Пост-фольк-архив. Shrewsbury Museum and Art Gallery, Шрусбури, Великобритания
2001 Экспедиция в район West Midlands, Великобритания
Сами гонят. Галерея М. Гельмана, Киев
2000 Фольк-лаборатория Самодельной Вещи. МГХПУ им. С.Г. Строганова, Москва, 2000-2001гг.
Вынужденные вещи Тольятти. ТКМ, г. Тольятти
1999 Сваренные. Галерея М. Гельмана, Москва
Экспедиция, Ярославская обл.
Ярославль. Вынужденное искусство. ЯХМ, г. Ярославль
1998 Экспедиции: Орловская обл., Тамбовская обл., Нижний Новгород, Вулкания область, Австралия
1997 Музей самодельной вещи. Проект для журнала "Проект Россия". 1997-2005гг.
Экспедиции: Рязанская обл., Архангельская обл.
1996 Пост-фольк-архив. МХМ- gallery, Прага, Чешская республика
Экспедиция Тверская обл.
1995 Вынужденные вещи. L-галерея, г. Москва
1991 Объявленное. Галерея в Трехпрудном, г. Москва
|
|
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Русское Бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной Вокзал, Пермь
2007 Возвращение памяти. Новое искусство из России. Куму арт-музей, Таллин, Эстония
Прогрессивная ностальгия. Центр современного искусства Луиджи Печи, Прато, Италия
8-я биннале современного искусства в Шардже, Шарджа, ОАЭ
10-я триеннале скульптуры, Фельбах, Германия
2006 27-я биеннале Сао - Пауло, Бразилия
Контур света. ГЦМ Современной Истории России, Москва
Международный Форум Художественных инициатив, МГВЗ Новый Манеж, Москва
2005 Тиранская биеннале современного искусства, Албания
АртКлязьма-2005. Фактор зимы, или снегурочки не умирают. (Спецпроект 1-ой московской биеннале современного искусства), Подмосковье
В другом мире. Музей современного искусства Хельсинки, Финляндия
2004 Берлин-Москва/Москва-Берлин 1950-2000. Государственный Исторический музей, Москва
На курорт! Русское искусство сегодня. Кунстхалле. Баден-Баден
Убывающие города. Иваново - Берлин - Ливерпуль
Семь грехов/Любляна-Москва. Галерея современного искусства Любляна, Словения
2003 Горизонты реальности. M HKA - Museum of Contemporary Art, Антверпнен, Бельгия
Мы - они. Арт-Москва, ЦДХ, проект Галереи М. Гельмана, Москва
АртКлязьма. Подмосковье
2002 Центр притяжения. 8th Baltic Triennial of International Art. Вильнюс, Литва
Мастерские Арт-Москвы. ЦДХ, Москва
2001 Международный Форум Художественных инициатив, МГВЗ Новый Манеж, Москва
2000 Искусство 2000. Кунстверейн, Розенхайм, Германия
Бедное искусство. ГРМ, Санкт-Петербург
Международный Форум Художественных инициатив. МГВЗ Новый Манеж, Москва
1999 Фауна. МГВЗ Новый манеж, Москва
3-я Красноярская Музейная Биеннале, Красноярск
Международный Форум Художественных инициатив, МГВЗ Новый Манеж, Москва
1998 Every day.11th Biennale of contemporary art. Сидней, Австралия
1997 Открытый музей. Арт-Москва. ЦДХ, Москва
Водка. Галерея М. Гельмана, Москва
1996 В гостях у сказки. ЦСИ, Москва
1995 Итоги. Стипендия Berlin Academy of Arts, Берлин, Германия
1994 Europe-94. Мюнхен, Германия
Фестиваль современного искусства, Сочи
Бассейн Москва. Бассейн "Москва", Москва
Мастерская визуальной антропологии. ЦСИ, Москва
1991 О прозрачном. Галерея Риджина, район деревни Зименки
20-я выставка молодых художников, Кузнецкий мост 11, Москва
1990 Логика парадокса. МДМ, Москва
АРТ-МИФ 1. ЦДХ, Москва
|
|
|
|