|
Ольга и Александр Флоренские
Художники Александр и Ольга Флоренские - хедлайнеры множества выставок, краеугольные камни группы "Митьки" - живут в Петербурге, работают на даче. Их произведения хранят десятки мировых музеев. Больше двадцати лет они делают невозможные предметы и другое столь же прекрасное. Их объекты - это невероятно органичное срастание разного рода found objects - иногда долго живших в доме, иногда найденных на помойке, иногда купленных в дорогом антикварном магазине.
Их масштабное - судя по загроможденной искусством даче-мастерской - творчество источает светлую иронию и кормится наблюдением над детскими играми и желаниями, которые обосновались во взрослых головах и не желают оттуда уходить.
Оптика игры проясняет многое в той серьезности, что нетерпима к рефлексии и самоиронии - например, серьезность войны и победы, власти или мировых религий. В своих больших проектах Флоренские показывают объекты, картины, фотографии, рисунки, шелкографии, чертежи, кино (смесь анимации, хроники и игрового кино). Они умеют все.
Александр Евангели
|
|
Родились в 1960 г., окончили Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. Мухиной (б. училище барона Штиглица) в 1982 г. Одни из организаторов группы художников МИТЬКИ (1985). В 1990 г. проходили стажировку в Institut des Arts Plastiques (директор - Понтюс Хюльтен). Члены Союза художников России.
Авторы анимационных фильмов: "МИТЬКИМАЙЕР" (А. Флоренский, 1992), "Рассказ о чуде из чудес" (О. Флоренская, 1994) и "Трофейные фильмы" (О&А Флоренские, 2004). Участники многих всероссийских и международных кинофестивалях (1993-2005). Организаторы книгоиздательства МИТЬКИЛИБРИС (1994).
C 1997 по 2005 гг. А. Флоренский - один из организаторов и куратор галереи "МИТЬКИ - ВХУТЕМАС" в С. Петербурге, в 2003-2004 гг. - главный художник и куратор журнала "Адреса Петербурга", а с 2006 по 2008 год - заведующий отделом современного искусства государственного музея "Царскосельская коллекция".
С 1994 года О&А Флоренские работают над крупномасштабными совместными проектами: "Движение в сторону ЙЫЕ", "Русский патент", "Местное время", "Передвижной бестиарий", "Русский трофей", "Универсальный музей Вильгельма Винтера" и др.
В 2004 году А. Флоренский совместно с художником И. Сотниковым создает "Общество любителей живописи и рисования".
Художники живут и работают в Санкт-Петербурге и Тбилиси.
|
|
О&А Флоренские. Скелет броненосца
Из проекта "Скелеты разные". 2008.
Объект, смешанная техника, 50х100х45 см.
|
|
О&А Флоренские. Скелет слона
Из проекта "Скелеты разные". 2008.
Объект, спинка кресла, литейная модель, угольный совок, жестяные трубы, электромонтерские кошки, трехфунтовая гирька, 145х180х65 см.
|
|
О&А Флоренские. Центральная часть Кронштадта
Из проекта "Географические карты". 2006.
Объект, рейки, садовый насос, чернильный прибор, бутылка, консервные банки, игрушечный кораблик, 110х55 см.
|
|
О&А Флоренские. Скелет белуги
Из проекта "Скелеты разные". 2008.
Детали венских стульев, деревянная капитель, ворот от верстака, трепало, цепочка, клаксон, 260х90х15 см.
|
|
Александр Флоренский: Про первый Олин проект с объектами Катя Андреева писала: "Жалость и желание пригреть вещь". У нас дача как инсталляция из этих вещей, иногда просто не пройти. Все комнаты старого двухэтажного дома, все сараи - заняты вещами, которые со временем превратятся в скульптуры. После выставки нужно думать, куда девать объекты. У нас, конечно, все в порядке с помещениями, но трехметровые лодки все-таки нарушают течение нашей жизни. Время от времени удается от них избавиться. Тогда мы счастливы.
Поскольку нет никакой коммерции - делаем в охотку, как-то само собой, стараемся не допускать дедлайны. Есть вещи, которые в семье лет 50 хранились, а другие куплены вчера на блошином рынке. Иногда это блошиный рынок и помойка, а иногда антикварный магазин и не из дешевых. Когда нужно - все идет в ход, как не экономишь на холсте и красках, так не экономишь и на этом. Если нужно кучу денег платить, они немедленно платятся, так что бедное оно с одной стороны, а с другой стороны - ого-го. В наших занятиях есть простодушная радость от того, что происходит круговорот вещей в семье, в природе. Есть еще городская традиция - отжившие вещи на дачу отправлять, а в нашем с Ольгой случае это так, дача является главной мастерской. Сначала вещи отправляются на дачу, а возвращаются, например, в собрание Русского музея или Третьяковки - тут есть радость преобразования. Потому что следующий шаг этих вещей - или помойка на даче, или костер - и тут вдруг они победоносно возвращаются в город - те вещи, которым повезло.
|
|
Внутренние силовые поля в произведении совершенно не видны постороннему (который часто не понимает, что вообще за предмет использован), а мы с Ольгой знаем всю историю предмета. Например, "Скелет змеи" - там основа ручка от полотера 50-х годов. Помню, как я, маленький, натирал мастикой пол в детстве, бабушка мне поручала. Тяжелая часть использована лет десять назад в проекте "Русский патент". Пролежала еще 13 лет и стала основой объекта - это знаю только я и Ольга, но для меня это очень важно, как в абстрактной живописи художнику важно, что его вдохновило, хотя, кроме него, это никому не известно, но именно эта тайна и делает вещь живой. Так и здесь, я-то знаю - оно здесь самое важное. Про каждый объект можно эссе писать, каждый собран из чего-то такого.
Нам нужно, чтобы вещи настолько органично срослись, будто сто лет назад этот объект сделан не нами. При этом есть внутренние правила игры - вещи никогда не красятся, не тонируются. Все соединения гаечно-резьбовые, никакой сварки нет. Если вещь идеально подходит по дизайну, но не подходит по цвету, увы - приходится искать замену. Бесконечный кастинг предметов, пока они не срастутся так органично, что объект именно так и существует, несмотря на его очевидный маразм и прочитанные в нем посторонние детали.
Наше творчество - как игра в пинг-понг, один не сыграешь. Получаешь удовольствие в процессе создания этих объектов, особенно когда ты уже понял, как делать, и конец виден.
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Скелеты разные. Выставочный зал журнала НОМИ, СПБ
Скелеты разные. Gallery for Contemporary Art, Тромсо, Норвегия
2007 Русский трофей. Retretti art center, Finland
Открытки и конверты. Центральный музей связи, СПБ
2006 Географические карты. Выставочный зал журнала НОМИ, СПБ
Русский трофей. ГРМ, СПБ; ГЦСИ, Нижний Новгород; ГЦСИ, Москва
Культовые сооружения. Галерея М. Гельмана, Москва
2005 А. Флоренский Виды Петербурга, нарисованные с натуры. Музей Набокова, СПБ
Культовые сооружения. Музей истории религии, СПБ
2004 О. Флоренская. Академический отпуск. Музей Новой Академии Изящных искусств, СПБ
Таксидермия. Арт - центр Annantalo, Хельсинки
2003 А. Флоренский О положении дел в Санкт-Петербурге. Выставочный зал журнала НОМИ, СПБ
Почтовое искусство. Галерея "Сельская жизнь", СПБ; Галерея "Рефлекс", Москва
2002 О. Флоренская Психология бытового шрифта. Проект О.Г.И., Москва
Русский трофей. Hand Print Workshop International, Вашингтон
Русский трофей. Яхт-клуб Pyysaari, Хельсинки
2001 Передвижной бестиарий. Центр современного искусства в Уяздовском замке, Варшава
2000 Движение в сторону ЙЫЕ. Галерея Anhava, Хельсинки
О. Флоренская Таксидермия, А.Флоренский Смиренная архитектура. Галерея М. Гельмана, Москва
1999 О. Флоренская Таксидермия, А.Флоренский Смиренная архитектура, О&А Флоренские Передвижной бестиарий, ГРМ, СПБ
Местное время. Музей истории СПБ
1998 Передвижной бестиарий в Летнем Саду. Летний Сад, СПБ
Избранные материалы к проекту Передвижной бестиарий. Институт современного искусства Иосифа Бакштейна, Москва
Русский патент. Галерея М. Гельмана, Москва
1996 Русский патент. Галерея "Борей", СПБ
ЙЫЕ. Арт - центр ЕХМА, Кальяри, Италия
Веймар - книга. Центр современного искусства Сороса, СПБ
Движение в сторону ЙЫЕ. L-галерея, Москва
1995 Движение в сторону ЙЫЕ. Галерея "Борей", СПБ
1994 О. Флоренская Русский дизайн. Галерея "Борей", СПБ
А. Флоренский Русский альбом. Галерея "Борей", СПБ
А. Флоренский Разное. Галерея "10/10", СПБ
|
|
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Русское Бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной Вокзал, Пермь
2007 Общество любителей живописи и рисования: Грузинские ландшафты. Carvasla gallery, Тбилиси
Дневник художника. Галерея М. Гельмана в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
Оттепель. 15летие Галереи М. Гельмана. ГРМ, СПБ
Общество любителей живописи и рисования: Ландшафты. Галерея "Борей", СПБ
2006 Коллаж в русском искусстве. ГРМ, СПБ
2005 Академия фарфора. Государственный Эрмитаж, СПБ
2004 АРТ-Клязьма. Фестиваль современного искусства на свежем воздухе, Подмосковье
Мастерские АРТ-Москвы. ЦДХ, Москва
Домашние и дикие. ГРМ, СПБ
На курорт! Kunsthalle, Баден-Баден, Германия
2003 Возвращение мира искусства. Музей истории, СПБ
Фауномания. Галерея "Борей", СПБ
Форум художественных инициатив, Малый Манеж, Москва
О. Флоренская Пишущая машинка. ПРО АРТЕ, СПБ
Графика ХХ века (новые поступления). ГТГ, Москва
Мастерские АРТ-Москвы. ЦДХ, Москва
NIGHT TRAIN Surrealist Routes to Kiasmas's Collections. KIASMA Museum, Хельсинки
2002 Форум художественных инициатив. Малый Манеж, Москва
О. Флоренская Искусство женского рода. ГТГ, Москва
Снегурочка. Галерея "Захента", Варшава
2001 Iskusstvo 2000. Кунстферайн Розенхейм, Германия
Nordic postmodernism. KIASMA Museum, Хельсинки
МИТЬКИ к 10-летию галереи "Борей". СПБ
Современное искусство из Петербурга. Художественный музей, Таллинн
Мастерские АРТ-Москвы. ЦДХ, Москва
2000 Галерея М. Гельмана в Русском музее. ГРМ, СПБ
Анатомическая персона. Кунсткамера, СПБ
Динамические пары. ЦВЗ, Галерея М. Гельмана, Москва
1999 ФАУНА. ГЦСИ, Москва, Нижний Новгород, Варшава
1998 Выставка новых поступлений. ГРМ, СПБ
1997 Движение в сторону ЙЫЕ. Центр современного искусства в Уяздовском замке, Варшава
Движение в сторону ЙЫЕ. Биеннале в Щецине, Польша
Красный цвет в русском искусстве. ГРМ, СПБ
5 лет Отдела новейших течений. ГРМ, СПБ
1996 ЙЫЕ. Биеннале в Раума, Финляндия
1994 К 10-летию группы МИТЬКИ. ГРМ, СПБ
|
|
|
|