Вы сможете купить емкость для воды из высокопрочного материала по доступной цене.
ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ ДЛЯ ПРЕССЫ IN ENGLISH
РУССКОЕ БЕДНОЕ. Выставка современного искусства. Проект Сергея Гордеева

РУССКОЕ БЕДНОЕ
ПРОЕКТ СЕРГЕЯ ГОРДЕЕВА

ПЕРМЬ, УЛ.ОРДЖОНИКИДЗЕ 2
РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ
25 СЕНТЯБРЯ 2008

КУРАТОР - МАРАТ ГЕЛЬМАН
Художники выставки РУССКОЕ БЕДНОЕ

Юрий Шабельников


Родился в г. Таганроге в 1959
1977-79 - учился в Ростовском Государственном Педагогическом институте
1979-82 - учился в РХУ им. Грекова
1982-95 - преподаватель в ДХШ, г. Таганрог
1987 - член товарищества "Искусство или смерть"
1990-91 - художник-постановщик в Таганрогском Драматическом театре им. А. П. Чехова
С 1995 живет и работает в Москве





Юрий Шабельников. Солдатам труда
2002 - 2003.
Фрагмент инсталляции, окурки, размер варьируется.









Юрий Шабельников "Русское бедное"

Уже в самом названии можно ощутить весьма важные коннотации, которые связаны с этими двумя понятиями. Поскольку в России бедность не только не порок, но черта, присущая всей российской истории. Здесь, однако, считывается и другое: "бедное" в смысле "несчастное, увечное, убогое", что тоже соответствует смысловому посылу. И даже не только потому, что нищета и несчастье, в сущности, родные сестры, но и в том смысле, что несчастье как таковое было неким экзистенциальным источником российского художества.

Стоит все же вспомнить и о предшественниках, о прародителях. Здесь неминуемо вспоминается arte povera, "бедное искусство", которое сформировалось в 60-х годах в Италии. Но исследуя фактический и документальный материал arte povera, мы приходим к выводу, что это - нечто совсем иное, нежели "русское бедное". Действительно, те "бедняки" преследовали весьма определенную цель, которая в некотором смысле созвучна интенции minimal art в американском исполнении. Это стремление к нижнему пределу содержания. А в идеале - к пустоте, к ничто, буддийской "шуньяте". И этот же "пустотный канон" наследовал московский концептуализм в разнообразных своих проявлениях. Но когда мы исследуем контент проекта "Русское бедное", то мы столкнемся с барочным, избыточным набором всевозможных нарратив, эпосов и историй. Объединяющим принципом нашего проекта в действительности является, как это ни банально, формальный подход. А именно, речь идет о попытке исследования довольно распространенной тенденции обращения художников к прозаическим, грубым, мусорным, находящимся в буквальном смысле под ногами материалам, как то: уголь, гофрокартон, скотч, пыль, дерево и даже предметы и вещи, найденные на свалке. Иными словами, художники используют то, что цивилизация исторгла, выбросила - то, что оказалось ненужным и невостребованным. Однако подобное встречалось у художников arte povera. Так в чем же различие?

Если Кунелис или Марио Мерц приносили в выставочное пространство груду камней или останки старого баркаса, то их единственным желанием было столкновение с реальностью лицом к лицу, один на один. И сама эта реальность - простая груда камней, старые мешки, кофе, копоть… - снимала всяческие коннотации и непосредственно обнаруживала самое себя. Уже нет искусства, сама реальность присутствует здесь.




Вернемся к нашим "беднякам". В свое время Осип Мандельштам очень точно сформулировал: "В роскошной бедности, в могучей нищете…". Здесь - позиция художника, подобная "башне из слоновой кости".

Но что же обозревают наши авторы со своей "заоблачной" высоты? Презрев венец демиурга, русский художник обращается к подножию культуры, к низовым слоям. Он идет в народ, говорит с народом, наконец, он творит вместе с ним (Н. Полисский, В. Архипов). Некоторые идут еще дальше, вглубь, под землю, становясь воображаемыми археологами, и высекают воображаемые же древности каменноугольного периода (В. Анзельм). Иные живописуют руины культурного ландшафта, используя гофрокартон, глину, скотч (В. Кошляков, А. Бродский). Кто-то обнаруживает старинные железные письмена (Д. Гутов), а кто-то находит выброшенный семейный фотоархив и делает игрушечный город из маленьких выцветших слайдов (П. Белый). Некто, подобно старьевщику, конструирует из мебельных останков и разного мусорного хлама скелеты всевозможных экзотических животных, некое подобие приватной кунсткамеры (О&А Флоренские).

Резюмируя увиденное, приходишь к выводу, что мы имеем дело с некоей странной, довольно экзотической библиотекой, где произвольно собраны старые фолианты, никому не нужные справочники по теплоизоляции, каталоги древностей и семейные хроники. На самом деле речь идет о вездесущем российском логоцентризме, о русской литературе, когда слово, повествование, история, судьба имеют ключевое, фундаментальное значение. И именно здесь обнаруживается та инаковость, та пропасть, которая отделяет "Русское бедное" от arte povera. Русские художники одержимы метафорой, почвой, экзистенцией - им есть, что рассказать. А зрителю - увидеть и почувствовать.


ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2007 Эзотерический футбол. Галерея Arterium, Москва
2006 Requiem a la Volonte. Orel Art Presenta, Париж
2005 15 лет назад я все еще занимался живописью. АртСтрелка Projects, Москва
2004 Солдатам труда. Галерея М. Гельмана, Москва
2003 На костях (инсталляция). Галерея М. Гельмана, Киев
Солдатам труда. Мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
2000 Мистерия-beef. Галерея М.Гельмана, Москва
1999 Пушкин всегда с нами. Галерея Дар, Москва
1998 Золотой фонд (совм. с Ю.Фесенко). Арт-Манеж, Галерея Московская палитра, Москва
Мавзолей: ритуальная модель (совместно с Ю.Фесенко). Галерея Дар, Москва
1995 Fuocoso (совместно с В. Кошляковым). Галерея М. Гельмана, Москва
Некроакадемия. Детская Художественная школа, Чеховская гимназия, Таганрог
Два приношения: горькое и сладкое (совместно с А. Кисляковым). Музей градостроительства и быта, Таганрог
1993 В новом свете. Галерея в Трехпрудном пер., Москва
Богудонская школа. Галерея Велта, Москва



АКЦИИ

1996 За вкусную и здоровую пищу. Ресторан Максим, Москва
1995 С днем рождения, смерть (Совместно с А. Логвиным). Галерея М. Гельмана, Москва



СЦЕНОГРАФИЯ

1992 Фестиваль Закрытая зона. Ростов-на-Дону
1991 Л. Кэрролл Алиса в стране чудес. Драматический театр им. А.П. Чехова, Таганрог
1990 Ж. Жене Служанки. Театр-студия Воскресная школа, Таганрог
Блэз. Драматический театр им. А.П. Чехова
Фестиваль Таган-рок


ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2008 Русское бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной вокзал, Пермь
Арт-Москва 2008, Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. Chelsea Art Museum, Нью-Йорк
Ce n'est pas une nourriture. Фонд ЭРА, Москва
Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва (Стенд Галереи М&Ю Гельман)
2007 Дневник художника. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
Арт-Москва 2007, стенд Галереи Orel Art Presenta, ЦДХ, Москва
Московский международный салон изящных искусств, стенд Галереи М. Гельмана, Москва
2006 Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва
Московский международный салон изящных искусств. Центральный выставочный зал Манеж, Москва
2005-2006 Russia 2. WHITE BOX, Нью-Йорк
2005 Инсталляция Без подписи в галерее АртСтрелка Projects в рамках фестиваля Ars longa, Москва
Ярмарка современного искусства FIAC, (Стенд Галереи М. Гельмана, стенд галереи Orel Art Presenta), Париж
Портрет лица. Галерея М. Гельмана - ЦСИ М'АРС, Москва
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Арт-Москва 2005, ЦДХ, Москва
Россия 2. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 1 Московской Биеннале Современного искусства, Москва
2004 Москва-Варшава / Warsaw - Moscow. ГЦСИ, Москва
АртКлязьма. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
2003 Арт-Москва, ЦДХ, Москва
Мы - Они. Некоммерческий проект Галереи М. Гельмана в рамках Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
2002 Мелиорация. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
В рабочем порядке. Галерея Д.Семёнова, Санкт-Петербург
2001 Свойственное и несвойственное. Бауманская, 13, Москва
Warhol Connections. В рамках Недели Уорхола в Москве, Галерея М. Гельмана
Бедное искусство. Ижевск
Искусство против географии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глубинная Германия. Выставочный зал на Каширке, Москва
1999 Музей яблока (объект Овощи-фрукты). Галерея Дар, Москва
Музей СССР. Сахаровский центр современного искусства, Москва
1998 Плохая обувь - в хорошие руки. Галерея Дар, Москва
1997 АРТ-Москва, Центральный дом художника, Москва
1996 Незабываемое (совместно с Д. Ароновым и К. Звездочетовым). Государственный выставочный зал на Солянке, Москва
Компромат. Галерея М. Гельмана, Москва
100-летию со дня рождения Казимира Малевича. Кабинет Малевича, Москва
1992 Натюрморт. Галерея Велта, Москва
Художник и книга. Галерея в Трехпрудном переулке, Москва
Живая сила. Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
1990 Великие чародеи живописи. Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
1989 Италия имеет форму сапога. Ростов-на-Дону
1988 Жупел. Ростов-на-Дону



ВЫСТАВКА ХУДОЖНИКИ БЕДНОЕ ИСКУССТВО ПЕРМЬ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ СЕРГЕЙ ГОРДЕЕВ
Дизайн и разработка сайта fasheye.com