|
Яннис Кунеллис (Jannis Kounellis)
Яннис Кунеллис - итальянский художник греческого происхождения, один из создателей и главных представителей направления "Arte povera". Скульптор и мастер инсталляций Кунеллис известен тем, что одним из первых стал использовать в творчестве так называемые "естественные объекты".
Яннис Кунеллис родился в 1936 году в Греции, в городке Пирей. В 1956 году Кунеллис переехал в Рим, где поступил в Академию художеств (Accademia di Belle Arti). Первая персональная выставка Кунеллиса (тогда еще студента академии), носившая название "Азбука Кунеллиса" (L'alfabeto di Kounellis), прошла в римской галерее "Ла Тартаруга" (Galleria la Tartaruga) в 1960 году. Художник представил черно-белые полотна, которые нельзя было назвать живописными: на поверхности полотен по трафарету были нанесены буквы и цифры.
Под влиянием Альберто Бурри (также как Лючио Фонтана, предложивший альтернативу экспрессионизму - направление Art Informel), Кунеллис задумал создать новое искусство и продвинуть его на новую территорию. Его также вдохновляло творчество Джексона Поллока, Франца Клайна и более ранних абстракционистов Казимира Малевича и Пита Мондриана.
Постепенно творчество Кунеллиса становилось более скульптурным: в 1963 году художник начинает использовать "живые" природные объекты (founded objects) в качестве элементов своих картин. В конце 60-х Кунеллис стал использовать в творчестве живых животных. Одна из его самых известных работ включала 11 лошадей, выставленных в галерее: Кунеллис не только использовал существующую чистую, "стерильную" обстановку галереи, но сделал искусство некой дышащей сущностью.
Материалы, с которыми работал Кунеллис, очень разнообразны: с конца 60-х годов художник использовал в инсталляциях огонь, землю, золото, что напоминало зрителю эксперименты алхимиков. Своеобразная дань уважения к Бурри - холщовые мешки, представленные не как картины в рамах, а как объекты в пространстве. Среди других материалов, которые использовал художник, - каркасы кроватей, двери, оконные рамы, вешалки для одежды.
В это время публика начала принимать искусство Янниса Кунеллиса. В 1970-80 гг. Кунеллис продолжал расширять свою базу художественных рабочих материалов, используя в инсталляциях копоть, части шкафов, магазинные тележки, горы молотого кофе, уголь и разнообразные вещи, являвшиеся для художника символами коммерции и экономики. Эти фрагменты рассказывают об общей истории человечества и открывают богатый внутренний смысл творчества Кунеллиса.
В 1967 году Кунеллис принял участие в знаковой групповой выставке, носившей название "Arte povera IM spazio", которая прошла в галерее La Bertesca в Генуе. Куратор выставки Жермано Челант изобрел термин Arte Povera (итал. "бедное искусство"), объясняющий использование художниками выставки "бедных" материалов для создания простого, антиэлитарного искусства.
В 70-е и 80-е годы творчество Кунеллиса демонстрировалось очень широко. Его первая большая персональная выставка прошла в 1972 году в Нью-Йорке, в галерее Соннабенд. В начале 80-х была организована персональная выставка Кунеллиса, показанная в нескольких знаменитых музеях Европы, среди которых Stedelijk Van Abbemuseum в Эйндховене; Obra Social, Caja de Pensiones в Мадриде; Whitechapel Art Gallery в Лондоне; и Staatliche Kunsthalle в Баден-Бадене. В 1985 году важная для творчества художника выставка прошла в музее современного искусства в Бордо. В следующем году в музее современного искусства в Чикаго была создана ретроспективная выставка работ Кунеллиса, которая также была показана в Musee d'Art Contemporain в Монреале. В 1989 состоялась выставка художника в музее Espai Pobenou в Барселоне. В 1994 Кунеллис организовал собрание картин, созданных им за 30 лет работы, на корабле Ionion; и эта плавучая ретроспектива прибыла в порт родного города художника Пирей. В 1997 году состоялась выставка работ Янниса Кунеллиса в Музее королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia) в Мадриде.
Источник:
http://www.guggenheimcollection.org/site/artist_bio_80.html
Художники ARTE POVERA
|
|
|
|
|
|