|
Сергей Шеховцов. Поролоновый проект свободы
Сергей Шеховцов после художественной Академии им. Сурикова и Института проблем современного искусства переделался из живописца в радикального скульптора, избравшего поролон - материал постпродукции и упаковки, мусор, шлак, готовый к порождению любых форм. Он переформулировал скульптуру, лишил ее родового пафоса. Он показывает мир как синтетическую иллюзию и тотальную готовность к мутации.
Его иронические объекты отсылают к разным интонациям и разным точкам художественной традиции - античности и поп-арту, тоталитарной пластике и древним сакральным объектам. Его поролоновый поп-арт воспевает современность и глумится над ней. Шеховцов такой же знаковый художник нулевых, как нонконформисты для шестидесятых.
Александр Евангели
|
|
Родился в 1969 в г. Сальск, Россия
В 1996 окончил Художественный институт им. Сурикова, Москва
Живет и работает в Москве.
|
|
Сергей Шеховцов. Собаки
2007.
Инсталляция, поролон, размер варьируется.
|
|
Сергей Шеховцов. Колонна
2007.
Скульптура, поролон, 240х70х70 см.
|
|
Александр Евангели: С чем для тебя связана эстетика бедного?
Сергей Шеховцов: Для меня эстетика никакой роли не играет. Для меня поролон - это просто материал, из которого я могу делать большие вещи, большие инсталляции и проекты. Мне кажется, при наличии дорогого коммерческого искусства именно бедное искусство указывает существование другого пространства. Я себя никогда не заявлял как левый, я скорее декларировал материал как просто материал, потому что именно там моя свобода. Для меня материал - это проект декларации свободы, свободы пространства художника, типа вот что-то летает, вот моя история.
А.Е.: Когда ты жил в сквоте на Бауманской, у тебя были большие живописные работы, которые разным образом тематизировали бедное. В то недолгое постперестроечное время даже простое предъявление неумытой реальности выглядело политическим. И после той серой, унылой, сочувственной живописи было неожиданно обнаружить тебя в другом пространстве с другими темами, у тебя появился такой поп - артистский кураж, который не вычитывался из твоих ранних критических работ.
С.Ш.: Я тебе могу объяснить. Все те проекты, что я делал по поводу постсоветского - места, которого никогда не будет - это только мое личное, литературное переживание, и оно не имеет отношения к государству. Это часть моего детства, она мне дорога, и работы мне дороги, но для меня как художника существуют более важные вещи, за которыми не стоит понятие "родина". Для меня существуют понятия свободы и пространства. Все мои проекты с поролоном связаны с ними, для меня это самое важное. И переход в пространственную форму, в скульптуру - означал всего лишь свободу. Вопрос очень простой: я захотел быть скульптором и я доказываю это. А остальное - поролон, не поролон, гипс, не гипс - меня не волнует, это не интересно. Меня интересует свобода отношения, реагирования, свобода художника, абсолютная свобода, не зависящая ни от галериста, ни от куратора, это мое личное пространство.
|
|
А.Е.: Любопытно, что ты связываешь свободу с институциональной независимостью. Как возник поролон, какие обстоятельства сопутствовали - не было денег, перспектив, ребенок родился, ты не помнишь?
С.Ш.: Нет, абсолютно ничего за этим не стояло - я помню этот момент. Денег, конечно, не было, ничего не было, но это было связано только с ощущением свободы и ее поиском. И не было связано с перспективами - я тогда смутно представлял историю искусства. Частый, кстати, сюжет для провинциального искусства - преимущество ошибки, когда ты по незнанию можешь сделать что-то интересное, а потом анализируешь и начинаешь понимать. Я тогда занимался какими-то трехмерными вещами - делал объекты, рельефы. Мне было важно найти другую область, нежели живопись или графика. Я задумался и нашел такое вот говно. Это был личный проект, не имеющий, казалось, отношения к искусству. Долго сомневался, что я скульптор. Но когда ты видишь свою скульптуру в музее слева от великого Джакометти - догадываешься, что, может, и не говно, может, ты тоже кое-что понимаешь в этом деле. Это вопрос желания формы, и больше за этим ничего не стоит, любой формы: шоколад, губная помада, поролон, гипс, бронза - не важно. Пока мне хочется делать из чего есть и работать с небольшим бюджетом. Может, я изменюсь.
А.Е.: Твой проект для "Русского бедного" в большой степени связан с игрой материальностью - нечто тяжелое - традиция, архитектура - уносится ветром как невесомое и ничтожное. Что за этим, кроме формальной игры?
С.Ш.: Идея инсталляции для меня проста и очевидна: когда улетают предметы архитектуры, то это про иллюзорность многих вещей. Для меня ситуация, когда все рушится, меняется, улетает - ситуация обмана, но такого обмана, который я люблю и в котором живу.
Посредством материала объект может изменяться и мутировать в современном пространстве. Как он может изменяться? Для меня это важно и интересно, это эксперимент. Мутирует само пространство, которое нас окружает - наступает момент, когда все вдруг раздувается, меняется, и ты не понимаешь - правда это или обман.
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Трон. Галерея XL, Москва
2006 Парк. Галерея Нины Лумер, Милан
Мир поролона. Галерея Анна Нова, Санкт-Петербург
Зоопарк. Галерея Орел Арт, Париж
2004 Эфемерное искусство. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Попурри. Галерея Риджина, Москва
Золотая клетка. Галерея Риджина, Москва
Певица. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2003 Элитное занятие (совместно с Валерием Кошляковым). Галерея Риджина, Москва
2002 Мочалки. Галерея Риджина, Москва
Губчатые. Галерея Риджина, Москва
|
|
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Русское бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной вокзал, Пермь
2007 Capricci. Casino Forum d'Art Сontemporari, Люксембург
ВЕРЮ. Специальный проект в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, Москва
2005 Европалия. Москва - Брюссель
Русский ПОП-АРТ. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2004 - 2005 Варшава - Москва 1990-2000. Warsaw, Москва
26 Биеннале Сан-Пауло, Ciccillio Matarazzo Pavilion, Сан-Пауло, Бразилия
Черный квадрат, мастерские Арт-Москвы. Центральный дом художника, Москва
Кинотеатр. Project rooms in ARCO-2004, (Regina Gallery), Parque Ferial Julian Carlos I. Madrid, Spain
2003-2004 Россия, вперед! Галерея Риджина, Москва
2002 ПОП-АРТ. Зверевский центр современного искусства, Москва
Davaj, Russian Art Now! Postfuhrant, Берлин
Davaj, Russian Art Now! MAK, Вена
Третий Русский Авангард. Галерея Каренина, Вена
2001 Типичный - нетипичный. Сквот на Бауманской, Москва
2000 Абрамцево-2000. Музей Абрамцево, Подмосковье
|
|
|
|