|
Юрий Шабельников
Родился в г. Таганроге в 1959
1977-79 - учился в Ростовском Государственном Педагогическом институте
1979-82 - учился в РХУ им. Грекова
1982-95 - преподаватель в ДХШ, г. Таганрог
1987 - член товарищества "Искусство или смерть"
1990-91 - художник-постановщик в Таганрогском Драматическом театре им. А. П. Чехова
С 1995 живет и работает в Москве
|
|
Юрий Шабельников. Солдатам труда
2002 - 2003.
Фрагмент инсталляции, окурки, размер варьируется.
|
|
|
|
Юрий Шабельников "Русское бедное"
Уже в самом названии можно ощутить весьма важные коннотации, которые связаны с этими двумя понятиями. Поскольку в России бедность не только не порок, но черта, присущая всей российской истории. Здесь, однако, считывается и другое: "бедное" в смысле "несчастное, увечное, убогое", что тоже соответствует смысловому посылу. И даже не только потому, что нищета и несчастье, в сущности, родные сестры, но и в том смысле, что несчастье как таковое было неким экзистенциальным источником российского художества.
Стоит все же вспомнить и о предшественниках, о прародителях. Здесь неминуемо вспоминается arte povera, "бедное искусство", которое сформировалось в 60-х годах в Италии. Но исследуя фактический и документальный материал arte povera, мы приходим к выводу, что это - нечто совсем иное, нежели "русское бедное". Действительно, те "бедняки" преследовали весьма определенную цель, которая в некотором смысле созвучна интенции minimal art в американском исполнении. Это стремление к нижнему пределу содержания. А в идеале - к пустоте, к ничто, буддийской "шуньяте". И этот же "пустотный канон" наследовал московский концептуализм в разнообразных своих проявлениях. Но когда мы исследуем контент проекта "Русское бедное", то мы столкнемся с барочным, избыточным набором всевозможных нарратив, эпосов и историй. Объединяющим принципом нашего проекта в действительности является, как это ни банально, формальный подход. А именно, речь идет о попытке исследования довольно распространенной тенденции обращения художников к прозаическим, грубым, мусорным, находящимся в буквальном смысле под ногами материалам, как то: уголь, гофрокартон, скотч, пыль, дерево и даже предметы и вещи, найденные на свалке. Иными словами, художники используют то, что цивилизация исторгла, выбросила - то, что оказалось ненужным и невостребованным. Однако подобное встречалось у художников arte povera. Так в чем же различие?
Если Кунелис или Марио Мерц приносили в выставочное пространство груду камней или останки старого баркаса, то их единственным желанием было столкновение с реальностью лицом к лицу, один на один. И сама эта реальность - простая груда камней, старые мешки, кофе, копоть… - снимала всяческие коннотации и непосредственно обнаруживала самое себя. Уже нет искусства, сама реальность присутствует здесь.
|
|
Вернемся к нашим "беднякам". В свое время Осип Мандельштам очень точно сформулировал: "В роскошной бедности, в могучей нищете…". Здесь - позиция художника, подобная "башне из слоновой кости".
Но что же обозревают наши авторы со своей "заоблачной" высоты? Презрев венец демиурга, русский художник обращается к подножию культуры, к низовым слоям. Он идет в народ, говорит с народом, наконец, он творит вместе с ним (Н. Полисский, В. Архипов). Некоторые идут еще дальше, вглубь, под землю, становясь воображаемыми археологами, и высекают воображаемые же древности каменноугольного периода (В. Анзельм). Иные живописуют руины культурного ландшафта, используя гофрокартон, глину, скотч (В. Кошляков, А. Бродский). Кто-то обнаруживает старинные железные письмена (Д. Гутов), а кто-то находит выброшенный семейный фотоархив и делает игрушечный город из маленьких выцветших слайдов (П. Белый). Некто, подобно старьевщику, конструирует из мебельных останков и разного мусорного хлама скелеты всевозможных экзотических животных, некое подобие приватной кунсткамеры (О&А Флоренские).
Резюмируя увиденное, приходишь к выводу, что мы имеем дело с некоей странной, довольно экзотической библиотекой, где произвольно собраны старые фолианты, никому не нужные справочники по теплоизоляции, каталоги древностей и семейные хроники. На самом деле речь идет о вездесущем российском логоцентризме, о русской литературе, когда слово, повествование, история, судьба имеют ключевое, фундаментальное значение. И именно здесь обнаруживается та инаковость, та пропасть, которая отделяет "Русское бедное" от arte povera. Русские художники одержимы метафорой, почвой, экзистенцией - им есть, что рассказать. А зрителю - увидеть и почувствовать.
|
|
ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2007 Эзотерический футбол. Галерея Arterium, Москва
2006 Requiem a la Volonte. Orel Art Presenta, Париж
2005 15 лет назад я все еще занимался живописью. АртСтрелка Projects, Москва
2004 Солдатам труда. Галерея М. Гельмана, Москва
2003 На костях (инсталляция). Галерея М. Гельмана, Киев
Солдатам труда. Мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
2000 Мистерия-beef. Галерея М.Гельмана, Москва
1999 Пушкин всегда с нами. Галерея Дар, Москва
1998 Золотой фонд (совм. с Ю.Фесенко). Арт-Манеж, Галерея Московская палитра, Москва
Мавзолей: ритуальная модель (совместно с Ю.Фесенко). Галерея Дар, Москва
1995 Fuocoso (совместно с В. Кошляковым). Галерея М. Гельмана, Москва
Некроакадемия. Детская Художественная школа, Чеховская гимназия, Таганрог
Два приношения: горькое и сладкое (совместно с А. Кисляковым). Музей градостроительства и быта, Таганрог
1993 В новом свете. Галерея в Трехпрудном пер., Москва
Богудонская школа. Галерея Велта, Москва
АКЦИИ
1996 За вкусную и здоровую пищу. Ресторан Максим, Москва
1995 С днем рождения, смерть (Совместно с А. Логвиным). Галерея М. Гельмана, Москва
СЦЕНОГРАФИЯ
1992 Фестиваль Закрытая зона. Ростов-на-Дону
1991 Л. Кэрролл Алиса в стране чудес. Драматический театр им. А.П. Чехова, Таганрог
1990 Ж. Жене Служанки. Театр-студия Воскресная школа, Таганрог
Блэз. Драматический театр им. А.П. Чехова
Фестиваль Таган-рок
|
|
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
2008 Русское бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной вокзал, Пермь
Арт-Москва 2008, Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. Chelsea Art Museum, Нью-Йорк
Ce n'est pas une nourriture. Фонд ЭРА, Москва
Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва (Стенд Галереи М&Ю Гельман)
2007 Дневник художника. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
Арт-Москва 2007, стенд Галереи Orel Art Presenta, ЦДХ, Москва
Московский международный салон изящных искусств, стенд Галереи М. Гельмана, Москва
2006 Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва
Московский международный салон изящных искусств. Центральный выставочный зал Манеж, Москва
2005-2006 Russia 2. WHITE BOX, Нью-Йорк
2005 Инсталляция Без подписи в галерее АртСтрелка Projects в рамках фестиваля Ars longa, Москва
Ярмарка современного искусства FIAC, (Стенд Галереи М. Гельмана, стенд галереи Orel Art Presenta), Париж
Портрет лица. Галерея М. Гельмана - ЦСИ М'АРС, Москва
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Арт-Москва 2005, ЦДХ, Москва
Россия 2. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 1 Московской Биеннале Современного искусства, Москва
2004 Москва-Варшава / Warsaw - Moscow. ГЦСИ, Москва
АртКлязьма. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
2003 Арт-Москва, ЦДХ, Москва
Мы - Они. Некоммерческий проект Галереи М. Гельмана в рамках Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
2002 Мелиорация. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
В рабочем порядке. Галерея Д.Семёнова, Санкт-Петербург
2001 Свойственное и несвойственное. Бауманская, 13, Москва
Warhol Connections. В рамках Недели Уорхола в Москве, Галерея М. Гельмана
Бедное искусство. Ижевск
Искусство против географии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глубинная Германия. Выставочный зал на Каширке, Москва
1999 Музей яблока (объект Овощи-фрукты). Галерея Дар, Москва
Музей СССР. Сахаровский центр современного искусства, Москва
1998 Плохая обувь - в хорошие руки. Галерея Дар, Москва
1997 АРТ-Москва, Центральный дом художника, Москва
1996 Незабываемое (совместно с Д. Ароновым и К. Звездочетовым). Государственный выставочный зал на Солянке, Москва
Компромат. Галерея М. Гельмана, Москва
100-летию со дня рождения Казимира Малевича. Кабинет Малевича, Москва
1992 Натюрморт. Галерея Велта, Москва
Художник и книга. Галерея в Трехпрудном переулке, Москва
Живая сила. Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
1990 Великие чародеи живописи. Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
1989 Италия имеет форму сапога. Ростов-на-Дону
1988 Жупел. Ростов-на-Дону
|
|
|
|